(863) 303-20-60

Пн-Вc: 09:00-22:00

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ

Статья  детского и семейного психолога Ященко С.А.

Подвижные дети – гордость или проблема? В чем причина детской агрессивности? Почему ребенок плохо учится? Может это СДВГ? Когда подвижность детей – норма,  а когда уже проблема? Обязательно ли гиперактивный ребенок должен быть агрессивным? Что делать родителям, если у детей гиперактивность? Почему бывает СДВГ у детей? Психологи Ростова о СДВГ у детей. Может ли быть СДВГ причиной агрессивного поведения ребенка? Гиперактивность и ее коррекция. 


Причиной того, что ребенок агрессивный действительно может быть СДВГ. Иногда сама подвижность такого ребенка кажется агрессией.

Что должна включать в себя реабилитация при СДВГ у детей?

В чем состоит коррекция гиперактивности? Какие мероприятия обязательны, а какие желательны? Перечислите, пожалуйста, комплекс мер, мероприятий и общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с гиперактивностью?

О.А.: Сопровождение семьи, в которой растет гиперактивный ребенок, включает два основных направления – воздействие на самого ребенка и работа с его окружением (родителями, воспитателями, учителями). Я попробую кратко охарактеризовать эти направления.

Психологическая работа с ребенком с СДВГ включает несколько направлений: терапия аффективно-личностной сферы (игровая терапия, арттерапия и т.д.);  поведенческая терапия, основными методами которой являются оперантные, когнитивно-бихевиоральные и формирование социальных навыков. Коррекция поведения гиперактивного и агрессивного ребенка – работа для опытных детских психологов.

Запишитесь на консультацию к детскому и семейному психологу Ященко С.А. 

телефон 3032060



Оперантные методы работы при СДВГ у детей – это подкрепление желаемых способов поведения  с помощью материальных стимулов (фишек, жетонов) или отношения других лиц (внимание, похвала, подбадривание или совместная деятельность), т.е. социальное подкрепление.  В качестве штрафных санкций используется «тайм-аут», отнятие фишек (жетонов).
Поведенческая терапия по коррекции гиперактивности с использованием оперантных методов предполагает следующие правила последовательного подхода к детям с гиперкинетическим расстройством поведения:

  1. Инструкции и указания для гиперактивных детей должны быть сформулированы ясно и кратко, а также, по возможности, наглядно продемонстрированы.
  2. Последствия поступка ребенка должны наступать быстро — как можно ближе во времени к целевому поведению.
  3. Штрафные санкции должны сочетаться с системой позитивных последствий.
  4. Необходимо время от времени  менять систему поощрительных стимулов и вознаграждений, т.к. у  детей быстро наступает эффект привыкания.
  5. Рекомендуется планирование и структурирование времени гиперактивного ребенка.

Оперантные принципы можно изложить в письменном виде, зафиксировав систему вознаграждений и штрафные санкции. Подобный подход может быть использован не только родителями, но и школьными учителями – как инструкция по реагированию на определенные способы поведения. Эти методы хороши, какой бы не был расторможенный и агрессивный ребенок. Помогает и когда ребенок плохо учится.

Когнитивно-бихевиоральные методы, в отличие от оперантных, базирующихся,  на внешнем контроле,  направлены на развитие у гиперактивных детей навыков самоконтроля. Цель – научить ребенка регулировать собственное поведение, увидеть себя со стороны, стать менее зависимым от ситуации. Основной метод – самонаблюдение, самоинструктаж. Задача коррекции гипенактивности – изменить восприятие собственного поведения.

В пример можно привести тренинг самоинструктажа для импульсивных детей с гиперактивностью по Мейхенбауму. Основа этого метода — самовербализация (проговаривание) и самоинструктаж.  «То, что люди себе говорят, определяет все, что они делают», – считал Мейхенбаум.

У детей гиперактивность корректируется с помощью этого метода в определенной последовательности:

  1. Определение проблемы («стоп, сначала подумаем, о чем вообще идет речь).
  2. Управление вниманием и планирование («что я могу сделать? как я должен поступить?»).
  3. Управление реакциями – формулируются самоинструкции, которые, по сути, являются руководством к действию («я сделаю сначала так, а потом вот так).
  4. Исправление ошибок («я ошибся, но можно попробовать сделать это по-другому»).
  5. Положительная самооценка («мне удалось сделать это хорошо»).

Другим важным аспектом коррекции гиперактивности с ребенком  является формирование социальных навыков в группе.

Необходимой и обязательной является работа с  аффективно-личностной сферой (тревога, страхи, заниженная самооценка, агрессивность ребенка и др.). Данные проблемы можно решить с помощью игровой терапии, арттерапии, песочной терапии. В процессе терапии становиться возможным научить  ребенка дифференцировать свои чувства и находить социально приемлемый  способ их выражения, способствовать  формированию (развитию) новых личностных качеств (например, эмпатии).

Другие методы психолого-педагогической коррекции при СДВГ у детей направлены  на развитие дефицитарных функций гиперактивного ребенка. Психолог может помочь малышу преодолеть нарушения внимания и памяти, способствовать развитию наглядно-образного мышления и пространственного восприятия, улучшить зрительно-моторную координацию и тонкую моторику, помочь в формировании школьных навыков при гиперактивности у детей. Это особенно важно если ребенок плохо учится.

Важная составляющая сопровождения семьи с гиперактивным ребенком – это работа с его окружением. Сюда входит:
–  работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на коррекцию отношений в семье и формирование адекватной системы воспитания;
–  информирование  учителей и воспитателей гиперактивного ребенка о сути СДВГ;
–  обучение родителей и учителей эффективным способам общения с  ребенком; помощь в выработке правил и санкций за их нарушение, определение обязанностей и запретов; налаживание обратной связи между  психологом и участниками педагогического процесса.

Запишитесь на консультацию к детскому и семейному психологу Ященко С.А. 

телефон 3032060


Важно, чтобы родители допускали как можно меньше ошибок, воспитывая детей с СДВГ (подмена эмоционального внимания медицинским уходом, «крайности воспитания» – тотальный контроль или попустительство), обучили ребенка навыкам управления гневом. Поэтому помощь психолога важна и нужна семьям, обнаружившим гиперактивность у детей.

Формы работы могут быть разными в каждом конкретном случае:  групповая или индивидуальная терапия, а также совместные занятия с ребенком. Наиболее эффективна семейная психотерапия, которая и должна быть основой психокоррекционной работы. И не только в случае с гиперактивностью у детей, но и при многих других детских проблемах.

С уважением, практический психолог Ященко С.А.

Другие статьи по теме:

СДВГ: беседа с психологом

Гиперактивность: как воспитывать ребенка

 

 

Читайте о воспитании:

Тренинг "Воспитание без наказания"

Автор статьи:

Ященко Светлана Александровна

ведущий психолог в Ростове-на-Дону


  • руководитель психологического центра Свет Маяка
  • практический психолог (РГУ), стаж работы более 20 лет 
  • семейный, детский и подростковый психотерапевт международного уровня (окончила Международную школу психотерапии на юге России по специальности «Системная семейная психотерапия» и Московский институт семейной интегративной психотерапии; сертификат московско-австрийского проекта по переподготовке психотерапевтов) 
  • член-консультант Профессиональной Психотерапевтической Лиги
  • бизнес-тренер, ведущая тренингов личностного роста, тренингов отношений, тренингов по воспитанию, обучающих тренингов для психологов  

Запишитесь на прием по телефону (863) 303-20-60

Запишитесь на консультацию    

Тепло наших душ, научные методы работы на личных консультациях и тренингах помогут Вам и Вашим близким в короткие сроки достичь поставленных целей. Записывайтесь по телефону (863) 303-20-60