Сын растет. И если в детском возрасте все было более-менее понятно, ребенок реагировал на ваши замечания вполне логично, иногда слушался, иногда нет, в меру проявлял агрессию, в меру шалил, и в целом, был счастливым радостным ребенком. Но ближе к 11-12 годам Вы стали понимать, что уже у ребенка нет «пульта управления» - он не слушается с первого раза, хамит, забывает, разводит бардак, не моется, что-то бурчит непонятное в ответ на Ваши вопросы… Ваш нежный малыш стал превращаться в колючего ежика? Поздравляем! Вы – хорошие родители, и ребенок вступает нужный и важный для него этап – подростковый кризис.
Кризис — это не специально придуманное подростками мероприятие, цель которого свести родителей с ума. Это период, в котором должны уйти в прошлое детские модели поведения: зависимость, послушание и опора на взрослых.
И хотя родителям бесконечно жаль терять над детьми власть и контроль, надо помнить — это совершенно необходимо для обретения независимости и взросления подростка.
В течение ближайших 2–3 лет ребенку предстоит выполнить несколько важных психологических задач:
1. Сепарация.
Чтобы отделиться от родителей, подростку важно как бы сбросить все ценности, которые они ему транслировали, и начать формировать собственные.
Сепарация невозможна без протеста, агрессии и отстаивания своего мнения. Отрыв редко происходит нежно, чаще он случается с неприятным для родителей посылом: «Я не буду, как вы!».
2. Поиск ответа на вопрос «Кто я как взрослый человек?».
Ваши дети знали, кто они как дети. Но им предстоит выйти во взрослый мир и найти там свое место. Ответить на этот вопрос можно через отражение, через впечатления других о себе.
Родительское отражение не очень помогает выполнить эту задачу — мамы и папы по инерции продолжают отражать в своих детях детей. Но даже если вам кажется, что подросток не очень прислушивается к вашим словам – все равно очень важно говорить ему, какой он.
Для ответа на этот вопрос подростки стремятся к общению в компаниях себе подобных или в соцсетях. Последние в этом смысле удобны — создаешь страничку, которая будет отражением тебя как личности, и сразу получаешь возможность обсуждения интересующих вопросов, отклики на них и комментарии.
3. Поиск ответа на вопрос: «Кто они, другие люди?».
Подросткам предстоит понять, как строится взрослое общение. Взрослая дружба, любовь, знакомства, близкие отношения, расставания.
«Еще успеет, пусть доучится сначала», — думают некоторые родители.
Но важно понимать, что «успеть» потом будет значительно сложнее. Одно дело переживать несчастную любовь в 13: ходить на первые свидания, быть неловкими, смущаться, пробовать, когда все вокруг такие же и мама рядом. И другое дело — начинать делать это в 25, когда многие сверстники уже заводят детей. В этом возрасте быть неловкими и начинать ходить на свидания значительно сложнее.
4. Поиск ответа на вопрос: «Кто я в рамках своего пола: какой я мужчина?».
Это возраст активного освоения сексуальности. И поэтому для мальчиков очень важно понимать — насколько они крутые. В ход идут любые способы «быть крутым» - начиная от участия в олимпиадах и соревнованиях, заканчивая крутыми гаджетами и одеждой. И эта психологическая задача тоже выполняется только в коллективе, в общении.
Случается так, что подросток не справляется с этими задачами самостоятельно, что может привести к потере интереса к жизни, апатии, депрессии и даже суициду. Задача родителя во время заметить, что что-то идет нет так и помочь своему ребенку. Если вы понимаете, что у вас это не получается или не знаете как лучше достучаться до подростка - приходите на консультации, и мы вместе найдем ключик именно к вашему подростку.
Запишитесь на консультацию к подростковому, семейному психологу
телефон 303-20-60