(863) 303-20-60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Какие главные заблуждения о подростках у родителей?

Получить консультацию психолога 

Можно выделить несколько ключевых несколько заблуждений родителей подростков:

1. Главное — это учеба, и еще надо «закрутить гайки» в ответ на возмутительное поведение.

Но ведь если посмотреть на вышеперечисленные задачи, то учебе у подростка вообще нет места, если только не рассматривать школу как место для общения. Но поскольку учиться все равно нужно, родителям и педагогам желательно смириться с тем, что дети «просядут» по учебе. Понятно, что мы, родители, все равно будем транслировать подросткам «учись», но при этом не стоит паниковать, если оценки вас не радуют. Помните, что у ребенка в пубертате совсем мало психических сил и мотивов, чтобы учиться. Хотя существуют коллективы, где отличная учеба может быть символом крутости.

2. Подростки — страшные циники и грубияны.

Это не так! Подростки очень уязвимы, в них нарождается взрослый, и сейчас они все воспринимают слишком остро, как люди без кожи. И их циничная позиция — лишь прикрытие, попытка сохраниться от ранений и критики, которые они с лихвой получают от взрослых.

3. Подростки очень безответственны.

Это не совсем так. Поскольку они находятся в переходе от детской позиции к взрослой, только учатся принимать решения, отвечать за них, контролировать себя. Трудно научиться, не начав пробовать, ошибаться и встречаться с последствиями своих ошибок. Никто не умеет все делать идеально с первого раза.

И что делать родителям?

Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей будет. Родитель может только договариваться с ребенком. Договариваться – это значить слышать и учитывать мнение и желание ребенка, и находить компромисс.

У мальчиков в подростковом возрасте происходит гормональная буря: повышается тестостерон, проведение становится более агрессивным, протестным, бунтующим. Мальчики становятся менее эмпатичны – это значит, они меньше обращают внимания на эмоции других людей, и легко могут сказать грубость, не потому что хотят причинить боль, а потому что просто не понимают, что они делают. Агрессию подавлять не стоит, она помогает отделяться и вполне естественна, а вот форму выражения можно корректировать. «Я понимаю, что ты злишься, но хамить нам нельзя», «я слышу, что ты против, но грубить не стоит».

У мальчиков в подростковом возрасте возникает оппозиция матери и вообще всем женщинам. Он должен преодолеть притяжение материнского мира, выбраться «из-под юбки» - преодолеть «материнский комплекс».

«Материнский комплекс» – это желание мужчины остаться и жить в мире женщин, в комфорте и предсказуемости, без испытаний и ответственности. Оставаясь в мире женщин, он получает бессознательное послание: «тебе ничего не надо делать, тебе и так все будут давать, но за это ты должен быть послушным милым и удобным. Женщины главные, просто слушай их». Это пассивная позиция, очень зависимая и чреватая последствиями в дальнейшем: пассивностью, потерей смысла, депрессиями и зависимостями.

Как же преодолеть «материнский комплекс»? Мальчик начинает протестовать, бесконечно «не хочу» и т.д. Ему нужно опротестовать все женские ценности – например, он перестает мыться, разводит грязь в своей комнате, в своем рюкзаке или других вещах, перестают учиться, резко огрызается, воюет против правил в семье. И если мальчик недостаточно манифестно воюет, или совсем не прошел этой стадии, или если проиграл своей матери (она сказала: «так, закрой рот, я тут главная» и мальчик сдался) и его подавили, то мальчик навсегда может подчиниться женщинам и остаться в материнском комплексе. Это очень печальная история. Если вы видите, что мальчик боится общаться с ровесниками, пассивный, вялый, если только имитирует мужественность в социуме, а на самом деле – чуть что и спрятался «под мамину юбку» - то он еще в «материнском комплексе».

Что же делать, когда мальчик протестует? Как выжить маме в этот период? На помощь приходит отец. Он переключает все агрессию на себя. Отец показывает, то с женщинами не нужно сражаться, нужно сражаться с мужчинами. В этот период очень важен авторитет отца. А мамы должны помнить, что они всего лишь мамы, и воспитать мужчину они не могут.

Отец требует выполнения правил, мальчик протестует, и формы его протеста и агрессии не всегда выражаются в приемлемой форме. Родитель должен обозначать свою границу ребенку, достаточно твердо заявить: мне неприятно это слышать, и я не буду продолжать разговор в этом ключе. Четко, твердо и спокойно. Поддержка, признание и уважение отца закладывают в мальчике крепкое основание его хорошей самооценки.

Для того чтобы мальчик решил все задачи подросткового возраста, нужно:

- убрать опекание ребенка со стороны матери. В идеале должны быть мужские походы, где нет комфорта, нет еды, а есть преодоление и познание своих возможностей, своей силы. Очень важно в этом возрасте, чтобы другие взрослые мужчины «приняли» мальчика в свою взрослую «стаю»

- время поиска своих друзей. У мальчиков появляется «задушевный друг».

- время, когда сын разговаривает с отцом - разговоры о смысле жизни, о ценностях, о жизни.

- подчинение отцу в каких-то вопросах, без обсуждения, подчинение авторитету. Просто пошел и сделал. Отец должен ставить цели и поощрять его в достижениях.

- спорт очень важен в становлении мальчика. С помощью спорта мальчик учится управлять агрессией, учится преодолевать страх, волнение, учиться собраться, сконцентрироваться, ожидать момента соревнований и не перегореть.

У мамы в этот период сложная задача: не вмешиваться в процесс воспитания мальчика отцом. Конечно мама поддерживает, лечить, болеет за него, говорит, что гордиться им, или что расстроена его поступком. Но постепенно «отпускает» мальчика «под крыло» отца.

Что же делать мамам, которые воспитывают ребенка без папы? Подключайте родственников, спортивных тренеров, и других авторитетных для мальчика мужчин. Приходите на консультации, и мы поможем Вам понять, как вырастить Вашего сына настоящим мужчиной.

запишитесь на консультацию к подростковому, семейному психологу Светлане Александровне Котляренко

телефон 303-20-60

Автор статьи:

Котляренко Светлана Александровна

опытный детский, подростковый психолог


С какими вопросами, связанными с детьми, работает Светлана?

  • консультирует  родителей по вопросам взаимоотношений с детьми – как повысить самооценку ребенка, создать атмосферу роста и мотивировать ребенка на успех;
  • помогает семье восстановить нарушенные взаимоотношения с ребенком, улучшить качество жизни и поведение близких;
  • низкая мотивация ребенка и подростка – как сделать так, чтобы ребенок хотел ходить в школу и выполнять домашние задания самостоятельно;
  • проблемы игровой и компьютерной зависимости;
  • робкие, замкнутые и медлительные дети – как помочь ребенку адаптироваться в школе и найти друзей;
  • агрессивные и эмоциональные дети – помогает родителям и детям наладить спокойную жизнь дома и в школе.
  • помощь детям и родителям при разводе;
  • гиперактивность у детей

Индивидуальные консультации взрослых:

  • работа с разрушающими чувствами:  тревога за близких, чувство вины, стыда, обида
  • сложные отношения с детьми, родителями
  • страхи, тревожность
  • вопросы сложных отношений в паре и поиски партнера;
  • удовлетворенность жизнью;
  • кризисы различного возраста;
  • сложности в  отношениях в браке;
  • развод и сложности во втором(последующем) браке;
  • помощь в переживании утраты близких, знакомых

На консультации Вы сможете: 

  • Получить поддержку и новое видение проблемы,которая Вас волнует
  • Освоите  психологические знания, которые Вам помогут найти решение актуальных вопросов личных отношений с супругом, детьми и родителями. 
  • Светлана поможет изменить поведение ребенка и развить его навыки, ребенку станет легче учиться, общаться
  • Сможете лучше влиять на качество своей жизни и поведение близких, что поможет вам надолго обрести счастье и благополучие. 

Образование Светланы Котляренко:

  • "Практический психолог" - ЮФУ
  • "Экономист" - ЮФУ
  • "Инженер-математик" - УлГТУ
  • Дополнительное образование:
  • ВЕИП (Восточно европейский институт психоанализа) – Психоаналитическая работа с детьми (Удостоверение о повышении квалификации)
  • Школа Бизнес-тренеров Надежды Бондаренко г.Москва - «Бизнес-тренер»
  • Работа с детьми с особенностями развития и их родителями: Центр дистанционного обучения АВА Ю.Эрц – 1 и 2 курс образовательной программы, «АВА-терапист» (работа с детьми с РАС)
  • Международный сертификат «Brain Gym I» и «Brain Gym II» (гимнастика мозга) – Educational Kinesiology Foundation, USA, инструктор О.Фатхи

Запишитесь на прием по телефону (863) 303-20-60

Запишитесь на консультацию    

В честь 10-летия психологического центра до конца недели - 20% скидка на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону (863) 303-20-60