+7 863 303 20 60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Детская психотравма

В жизни каждого человека есть место конфликтам, угрозам, увечьям, потерям. С некоторыми из них получается справиться, другие могут нас сломать. Иногда этот надлом идёт глубоко из детства. И тянется долгие годы, оставляя раны и шрамы в душе, на теле.     

К сожалению, ребёнок может столкнуться с: физическим или сексуальным насилием, аварией, пожаром, операцией, несчастным случаем, природными катаклизмами. Список будет длинным, увы.

 

Травма - особое, субъективное состояние человека. Одна и та же ситуация может переноситься с абсолютно разной степенью переживаний и последствий.

Чем отличается травма от стресса?       

Это можно увидеть на примере. Не купили очередную игрушку ребёнку, отказали в сладостях, получил первую двойку. Всё это стресс. Такие ситуации дискомфортны, но ребёнок в состоянии с ними справиться.

Травма, прежде всего, связана с переживанием угрозы, опасности для себя самого или окружающих.

Травма в отличие от стресса, всегда существенна. Её последствия затрагивают глубинные слои психики. Имеют продолжительное воздействие на жизнь человека и его самовосприятие.

Для того, чтобы стресс у ребёнка не перешёл в травму важны своевременные действия. Представьте две ситуации. Обе начинаются с того, что ребёнок переживает сильный стресс.  Например, к нему пристал в лифте незнакомый человек, трогал его, напугал. Ребёнок еле вырвался и убежал.

В первом случае он прибежал домой. К счастью, там была, мама. Увидев, в каком состоянии ребёнок, она расспросила, что случилось. Крепко обняла. Позвонила папе. Он предпринял меры.  Нападавшего вскоре задержали.

Родители были весь вечер с ребёнком, дали выплакаться, поили чаем. При этом, сами не теряли  самообладание от своих переживаний.

После этого некоторое время ребёнка провожали в школу и из школы, пока он не успокоился. Обсудили подробно, что делать в подобных случаях.

В другом случае, ребёнок прибежал домой, а там никого нет. Он позвонил родителям, они сказали, что заняты. Он сидел один, его трясло от страха. Когда они вернулись с работы, то были явно раздражены. Сказали, что сам виноват, «нечего было ходить по подъезду».

Событие одно и то же, последствия скорее всего будут разные.

В первом случае ребёнок получил в ситуации стресса всю возможную защиту и заботу. Он не должен был контролировать себя, смог отдаться переживаниям полностью. Он не должен был «брать себя в руки».

Ребёнку из второго случая отказали в защите. Испытывая сильный стресс, он должен был по-прежнему рассчитывать на себя. Не мог позволить себе расслабиться. Вынужден был отодвинуть в сторону свои чувства.

Для него произошло  запечатывание  травматического опыта, который остался в психике, как заноза. И теперь будет периодически болеть. Иногда тихо, а порой очень больно, если её задеть.

 

Распознать психологическую травму не всегда легко. Реакции на неё, особенно у детей, могут быть замаскированными. Проявления непредсказуемы. От чего зависит? От многих факторов: особенности восприятия, тип нервной системы, личный предел устойчивости.

Есть распространенные симптомы травмы у детей. Обратите внимание на следующие проявления вашего ребёнка:

Расстройства сна, аппетита

Тревожная привязанность к взрослому (просит быть рядом, часто звонит)

Регрессивное поведение (сосание пальца, лепетная речь)

Появление страхов

Уход в фантазию

Замкнутость

Нарушения внимания, памяти, мышления

Саморазрушительное поведение (часто у подростков)

По этим признакам родитель уже может оценить состояние своего ребёнка. Особенно, если накануне происходили изменения в семье, серьёзные события. Чем раньше вы обратитесь к детскому психологу, тем быстрее сможете справиться с проблемой.       

Если вы заметили данные симптомы у своего ребенка, вы можете обратиться за помощью к специалисту  8(863)303-20-60

 

Автор статьи:

Ильина Ольга Михайловна

Детский психолог, диагностика проблем с поведением и учебой ребенка. Психологическая коррекция состояний.


С чем работает Ольга Ильина?

  • Проблемы с учебой: ребенок не может или не хочет учиться
  • Обучение скорочтению, решение проблем дисграфии, дислалии
  • Ольга развивает память, внимание, мышление ребенка, что облегчает обучение в школе и дома
  • Проблемы поведения, детские страхи, агрессия, проблемы общения, воспитания.
  • Развитие способностей, обучение чтению, диагностика и коррекция поведения особого ребенка (аутизм, гиперактивность и др.) 

Образование:

Южный Федеральный Университет

Дополнительное образование:

  • Детская и подростковая интегративная психотерапия
  • Доступ к бессознательному материалу у детей и подростков на различных возрастных ступенях 
  • Психотерапия детской травмы
  • Первый контакт с ребенком
  • Психосоматика
  • Дефициты раннего и подросткового возраста
  • Работа с семейным и социальным окружением ребенка
  • Работа со страхом и агрессией
  • Психокоррекционная работа с агрессивными детьми и подростками

Запишитесь на прием по телефону +7 863 303 20 60

Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону +7 863 303 20 60