Жизнь - это как коробка шоколадных конфет:
никогда не знаешь, с какой начинкой тебе достанется
( к-ф. "Форест Гамп").
Маша смотрела на открытую коробку с конфетами, 16 золотистых и серебряных бочоночков, сердечек и плюшек. Надо выбрать с самой вкусной начинкой, только повнимательней присмотреться и попробовать побольше конфет из коробки. Маша закрыла глаза и наугад вытянула золотистый бочонок.)
А если выбирать профессию? Можно кончено перепробовать побольше или закрыть глаза и ткнуть пальцем наугад, это легче) А что потом?
Чтобы не делать ошибок, лучше использовать весь современный психологический опыт.
Сегодня речь пойдет об одном из новых методов – использование метапрограмм при определении подходящего профессионального направления
Чтобы понять, что такое метапрограмма, представим себе звезду. Какие ассоциации возникают? Кто-то представляет себе красивую яркую девушку, профессия которой связана с шоу-бизнесом, например певица или актриса. Другие рисуют в своем воображении космическое тело или звезду на елке. А третьи даже вспомнят про пятизвездочный отель или трехзвездочный коньяк. Одно слово вызывает совершенно разные идеи. Это так называемые фильтры, которые влияют на всю нашу жизнь и наше поведение. То есть метапрограммы - это наши фильтры восприятия реальности, и это связано с тем, что для нас является личной картиной мира, как мы извлекаем необходимую информацию из всего входящего потока, как мы ее обрабатываем и передаем. Метапрограммы формируют наши реакции и устойчивое поведение.
Посмотрим, какие существуют метапрограммы и как их можно использовать для выбора будущей профессии.
Итак, метапрограммы - это глубокие, бессознательные фильтры восприятия внешней информации, они определяют паттерны поведения и вашу речь.
Основные метапрограммы на картинке:
Мы подробно изучим одну метапрограмму «Процедуры-возможности» и посмотрим, как она может помочь нам в выборе профессионального направления наших детей.
Наверное, многие знают историю о Гарри Поттере и конечно помнят одного из главных героев этой сказки - Гермиону. Порядок в голове - порядок снаружи. Все достаточно просто: есть плохое, есть хорошее; Правильно и неправильно; черное и белое. Другого пути нет! Во всем должен быть порядок. Так живут люди процедуры. Это консерваторы, предпочитающие жить и работать по своим привычным моделям, разработанным схемам.
Ярко выраженные процедурные люди часто получают прозвища «ботаников» и «зануд».
В характере таких людей проявляется аккуратность, организованность и последовательность, но это не значит, что у такого ребенка всегда будет порядок в комнате. Вещи могут быть раскиданы, но в определенном порядке (порядок будет только в голове.))
У такого ребенка есть желание организовывать и отношения с окружающими. Коммуникация носит формальный, структурный, последовательный, малоэмоциональный характер и основана на таких установках, как: «делай, как я знаю и знаю как», «чем надежнее, тем лучше», «все должно быть предсказуемо». Само по себе общение с людьми рассматривается в первую очередь не с эмоциональной точки зрения, а с точки зрения использования информации.
Уже в детстве проявляется стремление к организации жизни: предпочтение отдается одной и той же пище, вещам, ребенок любит ходить в одно и то же место для отдыха и т. д.
Другой полюс метапрограммы «Процедуры-возможности» - это люди возможностей, это экспериментаторы, которые хотят попробовать что-то новое, необычное.
Гибкость, коммуникабельность, оригинальность Возможного человека ярко проявляются в его активности и характере. В целом его можно охарактеризовать как творческого, любознательного, активного, контактного, спонтанного, инициативного и восторженного.
Ребенок с метапрограммой «Возможности» пpоявляет повышенное любопытство ко всему новому, необычному, пpичем, в pазличных областях. Разностоpонность интеpесов часто носит хаотичный, непостоянный хаpактеp — ему тpудно долго сосpедоточивать свое внимание на одном занятии. Любит пофантазиpовать и собиpает вокpуг себя свеpстников, пpивлекая их своими pассказами, часто выдуманными, но подаваемыми гоpячо, эмоционально и убедительно.
Вpеменами на него находит апатия и тогда он теpяет ко всему интеpес и скучает; пpи смене обстановки, появлении новых людей и вещей быстpо оживляется и включается в общение или увлекается очеpедным делом.
Поведенческий стиль и общение характеризуются стремлением к разнообразию, неформальности и необязательности, расширению прав и возможностей и перспектив. Общение открыто, хаотично, противоречиво, эмоционально, основано на таких настройках, как: «удивление, интрига, интерес», «не как в прошлый раз, по-новому», «можно нарушать условности - это весело», «не все» так однозначно: жизнь больше похожа на палитру, а не на зебру ».
Вот одна из непридуманных историй по человека не на своем месте
«Кличка «зануда» закрепилась за мной уже давно, причем, тащилась за мной в любую компанию, где бы я не работал. Не проходило и трех месяцев, как я уже слышал о себе: «Редкостный зануда!».
В принципе, наплевать на кличку, просто бесит, когда люди не хотят слышать о своих ошибках в работе. Вообще, кроме людей меня бесит и моя работа. Я менеджер по продажам. Конечно, жаловаться не на что: платят достойно, зарплата «белая», но все остальное…..
Сегодня я отлеживаюсь дома, вчера была сделка, и как всегда после каждого контракта несколько дней у меня нет сил, такая усталость, слишком много тратится эмоций, улыбок, общения, обмена несущественной информацией.
Смотрю на своих коллег, которые после каждой сделки в радостной эйфории, еще и зовут всех «обмывать», я этого не понимаю. Любая продажа – это алгоритм, последовательность действий, приводящих к ожидаемому результату. Тщательная подготовка и изучение всех условий является залогом успеха, но некоторые клиенты ведут себя неадекватно. Пора увольняться!»
Метапрограммы основаны на определенных свойствах нервной системы: темпераменте, типе мышления, восприятии. Чем ярче метапрограмма, тем легче понять, какие профессии подходят больше.
Родителям важно понимать, какой полюс ближе ребенку. Ведь для процедурных людей и людей возможностей подходят совершенно разные профессии.
Особенности мышления и восприятия процедурный человек ориентирует свою профессиональную деятельность в следующих областях:
В сфере организационных задач: ИТ-менеджер, директор Службы безопасности, военнослужащий.
В области задач контроля: инспекция и аудит
В области аналитики: аналитик бизнес-процессов, финансовый аналитик, менеджер систем менеджмента качества.
В области производственных задач: мастер производства, системный администратор и др.
Есть много профессий. Но всех их объединяет наличие алгоритма действий, существующей системы и упорядоченности действий.
Чем яснее ясна структура и должностные обязанности, чем меньше форс-мажоров, авралов, тем активнее и продуктивнее будет процедурный человек.
Что ж, человек возможностей сможет реализовать себя в решении творческих, исследовательских, коммуникативных задач. Это журналисты, продавцы, переговорщики, менеджеры стартапов, тренеры, художники, дизайнеры, актеры, учителя, исследователи и т. Д.
Сфера деятельности будет зависеть от интересов и способностей человека, но должна иметь широкие возможности проявить себя. Многозадачность, частое переключение с одного занятия на другое, неформальные отношения, неопределенность, относительно свободный график - все что вызывает у человека процедур напряжение, для человека возможностей - мощный мотиватор.
Для определения метапрограммы «Процедур возможностей» самое главное - следить за поведением ребенка.
Человек процедур проявляет себя следующим образом:
- слова с коннотациями необходимости (нужно - не нужно), должен (не должен) и обязательств (обязан - не обязан);
- конструкции с пассивным залогом и сложные предложения («мне дали информацию, что ...», «если бы у нас была полная информация, решение было бы принято»);
- перечисления («первый», «второй», «третий»), разделения (первый шаг, второй шаг и т. д.) и последовательности (в начале, затем, в конце);
Мимика - сдержанная, неактивная и спокойная. Сильные эмоции редки. Жестикуляция незначительна, подчеркивает последовательность речи и рассуждений. Походка равномерная, движения по единой схеме, размеренные, спокойные, взвешенные.
Для человека возможностей характерно:
- слова с коннотациями возможностей (возможно, могло бы быть и т. д.), желаний (я хочу, хочу, я желаю и т. д.) и действий (может, я знаю, знаю и т. д.);
- конструкции с активным залогом и сослагательным наклонением («Я хочу это сделать, если можно ...», «Возможно ли, что я предлагал в самом начале наших переговоров?»);
- переходить от одной мысли к другой, не завершая раскрытия предыдущей мысли («Нам удалось сегодня заключить договор. Кстати, а где Петров?»);
Мимика лица выразительная, интенсивная и быстро изменяющаяся. Самые типичные эмоции - это радость, удивление и спокойствие. Походка неровная, торопливая. Часто не следят за осанкой.
Также следите за ситуациями, которые приводят к стрессу. Что раздражает, какие переживания, на что или на кого жалуются?
Вы также можете пройти тест (для детей старше 14 лет):
Инструкция: Вы должны выбрать одну инструкцию из двух в каждой строке.
Как вы заметили, большее количество утверждений в первом столбике говорит о стремлении к упорядочиванию и регламентации деятельности.
Мы рассмотрели с вами одну из метапрограмм. Определение характерных особенностей поведения помогут определить направление, в котором ребенок будет успешен и реализует максимально свои таланты.