+7 863 303 20 60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Метапрограммы в определении профессии.

Жизнь - это как коробка шоколадных конфет:

никогда не знаешь, с какой начинкой тебе достанется

( к-ф. "Форест Гамп").

 

Маша смотрела на открытую коробку с конфетами, 16 золотистых и серебряных бочоночков, сердечек и плюшек. Надо выбрать с самой вкусной начинкой, только повнимательней присмотреться и попробовать побольше конфет из коробки. Маша закрыла глаза и наугад вытянула золотистый бочонок.)

 А если выбирать профессию? Можно кончено перепробовать побольше или закрыть глаза и ткнуть пальцем наугад, это легче) А что потом?

Чтобы не делать ошибок, лучше использовать весь современный психологический опыт.

Сегодня речь пойдет об одном из новых методов – использование метапрограмм при определении подходящего профессионального направления

Чтобы понять, что такое метапрограмма, представим себе звезду. Какие ассоциации возникают? Кто-то представляет себе красивую яркую девушку, профессия которой связана с шоу-бизнесом, например певица или актриса. Другие рисуют в своем воображении космическое тело или звезду на елке. А третьи даже вспомнят про пятизвездочный отель или трехзвездочный коньяк. Одно слово вызывает совершенно разные идеи. Это так называемые фильтры, которые влияют на всю нашу жизнь и наше поведение. То есть метапрограммы - это наши фильтры восприятия реальности, и это связано с тем, что для нас является личной картиной мира, как мы извлекаем необходимую информацию из всего входящего потока, как мы ее обрабатываем и передаем. Метапрограммы формируют наши реакции и устойчивое поведение.

 

Посмотрим, какие существуют метапрограммы и как их можно использовать для выбора будущей профессии.

 

Итак, метапрограммы - это глубокие, бессознательные фильтры восприятия внешней информации, они определяют паттерны поведения и вашу речь.

Основные метапрограммы на картинке:

 

Мы подробно изучим одну метапрограмму «Процедуры-возможности» и посмотрим, как она может помочь нам в выборе профессионального направления наших детей.

 

Наверное, многие знают историю о Гарри Поттере и конечно помнят одного из главных героев этой сказки - Гермиону. Порядок в голове - порядок снаружи. Все достаточно просто: есть плохое, есть хорошее; Правильно и неправильно; черное и белое. Другого пути нет! Во всем должен быть порядок. Так живут люди процедуры. Это консерваторы, предпочитающие жить и работать по своим привычным моделям, разработанным схемам.

Ярко выраженные процедурные люди часто получают прозвища «ботаников» и «зануд».

В характере таких людей проявляется аккуратность, организованность и последовательность, но это не значит, что у такого ребенка всегда будет порядок в комнате. Вещи могут быть раскиданы, но в определенном порядке (порядок будет только в голове.))

У такого ребенка есть желание организовывать и отношения с окружающими. Коммуникация носит формальный, структурный, последовательный, малоэмоциональный характер и основана на таких установках, как: «делай, как я знаю и знаю как», «чем надежнее, тем лучше», «все должно быть предсказуемо». Само по себе общение с людьми рассматривается в первую очередь не с эмоциональной точки зрения, а с точки зрения использования информации.

Уже в детстве проявляется стремление к организации жизни: предпочтение отдается одной и той же пище, вещам, ребенок любит ходить в одно и то же место для отдыха и т. д.

 

Другой полюс метапрограммы «Процедуры-возможности» - это люди возможностей, это экспериментаторы, которые хотят попробовать что-то новое, необычное.

Гибкость, коммуникабельность, оригинальность Возможного человека ярко проявляются в его активности и характере. В целом его можно охарактеризовать как творческого, любознательного, активного, контактного, спонтанного, инициативного и восторженного.

Ребенок с метапрограммой «Возможности» пpоявляет повышенное любопытство ко всему новому, необычному, пpичем, в pазличных областях. Разностоpонность интеpесов часто носит хаотичный, непостоянный хаpактеp — ему тpудно долго сосpедоточивать свое внимание на одном занятии. Любит пофантазиpовать и собиpает вокpуг себя свеpстников, пpивлекая их своими pассказами, часто выдуманными, но подаваемыми гоpячо, эмоционально и убедительно.

Вpеменами на него находит апатия и тогда он теpяет ко всему интеpес и скучает; пpи смене обстановки, появлении новых людей и вещей быстpо оживляется и включается в общение или увлекается очеpедным делом.

Поведенческий стиль и общение характеризуются стремлением к разнообразию, неформальности и необязательности, расширению прав и возможностей и перспектив. Общение открыто, хаотично, противоречиво, эмоционально, основано на таких настройках, как: «удивление, интрига, интерес», «не как в прошлый раз, по-новому», «можно нарушать условности - это весело», «не все» так однозначно: жизнь больше похожа на палитру, а не на зебру ».

Вот одна из непридуманных историй по человека не на своем месте

«Кличка «зануда» закрепилась за мной уже давно, причем, тащилась за мной в любую компанию, где бы я не работал. Не проходило и трех месяцев, как я уже слышал о себе: «Редкостный зануда!».

 В принципе, наплевать на кличку, просто бесит, когда люди не хотят слышать о своих ошибках в работе. Вообще, кроме людей меня бесит и моя работа. Я менеджер по продажам. Конечно, жаловаться не на что: платят достойно, зарплата «белая», но все остальное…..  

Сегодня я отлеживаюсь дома, вчера была сделка, и как всегда после каждого контракта несколько дней у меня нет сил, такая усталость, слишком много тратится эмоций, улыбок, общения, обмена несущественной информацией. 

Смотрю на своих коллег, которые после каждой сделки в радостной эйфории, еще и зовут всех «обмывать», я этого не понимаю. Любая продажа – это алгоритм, последовательность действий, приводящих к ожидаемому результату. Тщательная подготовка и изучение всех условий является залогом успеха, но некоторые клиенты ведут себя неадекватно. Пора увольняться!» 

 

Метапрограммы основаны на определенных свойствах нервной системы: темпераменте, типе мышления, восприятии. Чем ярче метапрограмма, тем легче понять, какие профессии подходят больше.

Родителям важно понимать, какой полюс ближе ребенку. Ведь для процедурных людей и людей возможностей подходят совершенно разные профессии.

Особенности мышления и восприятия процедурный человек ориентирует свою профессиональную деятельность в следующих областях:

В сфере организационных задач: ИТ-менеджер, директор Службы безопасности, военнослужащий.

В области задач контроля: инспекция и аудит

В области аналитики: аналитик бизнес-процессов, финансовый аналитик, менеджер систем менеджмента качества.

В области производственных задач: мастер производства, системный администратор и др.

Есть много профессий. Но всех их объединяет наличие алгоритма действий, существующей системы и упорядоченности действий.

Чем яснее ясна структура и должностные обязанности, чем меньше форс-мажоров, авралов, тем активнее и продуктивнее будет процедурный человек.

Что ж, человек возможностей сможет реализовать себя в решении творческих, исследовательских, коммуникативных задач. Это журналисты, продавцы, переговорщики, менеджеры стартапов, тренеры, художники, дизайнеры, актеры, учителя, исследователи и т. Д.

Сфера деятельности будет зависеть от интересов и способностей человека, но должна иметь широкие возможности проявить себя. Многозадачность, частое переключение с одного занятия на другое, неформальные отношения, неопределенность, относительно свободный график - все что вызывает у человека процедур напряжение, для человека возможностей - мощный мотиватор.

Для определения метапрограммы «Процедур возможностей» самое главное - следить за поведением ребенка.

Человек процедур проявляет себя следующим образом:

- слова с коннотациями необходимости (нужно - не нужно), должен (не должен) и обязательств (обязан - не обязан);

- конструкции с пассивным залогом и сложные предложения («мне дали информацию, что ...», «если бы у нас была полная информация, решение было бы принято»);

- перечисления («первый», «второй», «третий»), разделения (первый шаг, второй шаг и т. д.) и последовательности (в начале, затем, в конце);

Мимика - сдержанная, неактивная и спокойная. Сильные эмоции редки. Жестикуляция незначительна, подчеркивает последовательность речи и рассуждений. Походка равномерная, движения по единой схеме, размеренные, спокойные, взвешенные.

Для человека возможностей характерно:

- слова с коннотациями возможностей (возможно, могло бы быть и т. д.), желаний (я хочу, хочу, я желаю и т. д.) и действий (может, я знаю, знаю и т. д.);

- конструкции с активным залогом и сослагательным наклонением («Я хочу это сделать, если можно ...», «Возможно ли, что я предлагал в самом начале наших переговоров?»);

- переходить от одной мысли к другой, не завершая раскрытия предыдущей мысли («Нам удалось сегодня заключить договор. Кстати, а где Петров?»);

Мимика лица выразительная, интенсивная и быстро изменяющаяся. Самые типичные эмоции - это радость, удивление и спокойствие. Походка неровная, торопливая. Часто не следят за осанкой.

 Также следите за ситуациями, которые приводят к стрессу. Что раздражает, какие переживания, на что или на кого жалуются?

Вы также можете пройти тест (для детей старше 14 лет):

Инструкция: Вы должны выбрать одну инструкцию из двух в каждой строке. 

 

Как вы заметили, большее количество утверждений в первом столбике говорит о стремлении к упорядочиванию и регламентации деятельности.

Мы рассмотрели с вами одну из метапрограмм. Определение характерных особенностей поведения помогут определить направление, в котором ребенок будет успешен и реализует максимально свои таланты. 

 

 

 

Автор статьи:

Галацан Татьяна Александровна

Практический психолог, консультант по профессиональному самоопределению и карьере, бизнес-тренер


Высшее психологическое образование:

  • Шадринский Государственный педагогический Институт, педагог. Таганрогский Институт Управления и экономики, психолог-консультант.

Дополнительное образование:

  • «Тренинг тренеров» Психологический центр «Свет маяка»
  • «Современные методы HR. Поиск, оценка, мотивация, развитие и удержание ключевого персонала» КГ «Имикор»
  • «Расчет зарплаты в "1С: Предприятие 8" ООО «1С»
  • Преподаватель ВУЗа по дисциплинам: «Психология труда», «Психология развития» «Психодиагностика», «Управление человеческими ресурсами», «Мотивация и стимулирование труда», «Планирование карьеры».
  • Ведущая тренингов:
  • «Профессиональное самоопределение» для подростков
  • «Развитие карьеры» для взрослых
  • «Построение эффективной системы оплаты труда»
  • «Эффективный найм персонала»
  • «Лидерство»
  • «Уверенное поведение»
  • «Противостояние манипуляциям в общении»
  • Индивидуальное консультирование по развитию карьеры и поиску работы
  • Разработка мотивационных программ, системы оплаты труда для различных категорий персонала
  • Подбор персонала, организация системы оценки и обучения.

Ведет прием в Ростове-на-Дону и Таганроге


 

Запишитесь на прием по телефону +7 863 303 20 60

Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону +7 863 303 20 60