+7 863 303 20 60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Ошибки мышления. Как управлять своей жизнью.

Мышление - центральный процесс жизни человека. 
Помните Рене Декарта - я мыслю, следовательно существую.

От того, как мыслит человек зависит всё: отношения, достаток, здоровье, способность справляться с трудностями.

Путешествуя сквозь жизнь человек рисует “внутреннюю карту реальности” и ей же руководствуется конструируя будущее. 

Чем вернее “внутренняя карта”, тем эффективнее человек, тем быстрее он адаптируется, легче реализует возможности. Чем больше ошибок в карте, тем сложнее ориентироваться в жизни.

Но оказывается, что наш мозг систематически отклоняется от рационального мышления. Эти “баги” заложены природой для облегчения процесса обработки информации. Вместе с тем, эти ложные карты часто заводят в “тупики”.

Эти систематические ошибки человеческого мышления называются когнитивные искажения. Именно они становятся причиной ложных выводов, тревог, неразумных решений и других трудностей.

Почему мы ошибаемся?

В процессе изучения того, как люди принимают решения, психолог Даниель Канеман, заметил, что любой нормальный человек совершает ошибки в рассуждениях, особенно в условиях неопределенности так появился термин “когнитивные искажения”.

Канеман провел множество экспериментов, написал ряд статей и книг, получил Нобелевскую премию в области экономики в 2002 году. 
В своей, популярной во всем мире, книге «Думай медленно... Решай быстро» психолог подробно описывает механизм человеческого мышления и свойственные ему когнитивные ошибки.

Почему же мозг ошибается, стараясь интерпретировать реальность и предсказывать будущее, и упуская из вида огромные пласты информации? 

Дело в приоритетах: мозг стремиться сэкономить ресурс и для этого упрощает информацию, когда она сложна или её много. Если ситуация требует быстрого принятия решения, когнитивные искажения становятся необходимы, а в состоянии неопределенности помогают сохранять ощущение психологической устойчивости.

И всё же, чем дольше ошибочные суждения остаются незамеченными, тем сильнее они закрепляются в подсознании человека и тем больше вреда могут нанести.

Чтобы научиться замечать у себя когнитивные искажения, прежде всего нужно знать, что они есть.

Топ-3 ошибки мышления тревожных людей.

В настоящее время исследовано более 175 когнитивных искажений и все они экспериментально подтверждены. Мы поговорим о трех ошибках мышления, которые создают для нас проблемы, приводят к ложным выводам о себе и других людях. Эти суждения наиболее часто приводят к болезненным эмоциям и тревожным мыслям.

1. Долженствование - завышенные требования к себе, другим и миру без учета реальности.
Слова-маркеры: «должен», «следует», «обязан».
Примеры:
— «Я должен всем нравиться»
— «В моей жизни не должно быть трудностей»

Альтернативный способ мышления: пожелания.
Признать возможность существования разных вариантов, не требовать, а просить. Заменить слово “должен”, на слово “хочу”. “Я бы хотел всем нравиться, но признаю, что может быть иначе” - эта мысль “давит” значительно меньше.

2. Черно-белое мышление - мышление по принципу “всё или ничего”. Восприятие жизни и людей сквозь крайности: хороший или плохой, успех или провал - полутонов нет.
Слова-маркеры: 
«или…, или…», «всё или ничего», «либо…, либо…», «друг или враг».
Примеры:
— «Или  прохожу курс выполняя идеально все задания, или я вообще не буду его проходить!»
— «Либо я стану успешным, либо буду неудачником всю жизнь!»

Альтернативный способ мышления: мышление в полутонах.
Между противоположностями есть что-то еще, дело можно сделать “хорошо” или “чуть лучше(хуже)”. Чаще проявляйте к себе сострадание, ошибки совершают все и если дело сделано “не идеально”, это не значит, что оно сделано “ужасно”. Тренируйте мысли в стиле «и…, и…», подумайте о девизе “всё, или хотя бы что-то”.

3. Чтение мыслей - уверенность в точном знании того, что подумают или подумали другие люди. 
Слова-маркеры: 
«он подумает», «она должна знать», «он должен был догадаться», «она должна понимать».
Примеры:
— «Он должен понимать, что я устала».
— «Если я так скажу, она подумает, что я идиот».

Альтернативный способ мышления: фактичность. 
Проверяйте свои догадки, задавайте людям прямые вопросы помогающие прояснить ситуацию. Примите невозможность точного знания мыслей других. Не принимайте всё на свой счёт. Рассматривайте альтернативные версии.

Кому я должен - всем прощаю!

Давайте рассмотрим как в жизни проявляется  когнитивное искажение “долженствование”

Девушка 23 года, глубокая обида на мать, непонимание чего хочет в жизни.

«Я никогда не хотела быть юристом, ненавижу свою работу, это мать настояла. Она должна была внимательнее ко мне относиться, спросить у меня чего вообще хочу я».

Я вернула девушке её слова, что она на самом деле, не знала, кем хочет стать.
А мать считала профессию юриста престижной и поэтому посоветовала её дочери. Девушка согласилась, что изначальный образ профессии был привлекательным и разочарование наступило в процессе учёбы. В тот момент она и решила, что юриспруденция не её призвание и обвинила мать, которая “должна была внимательнее отнестись” к интересам дочери. Девушка чувствовала обиду в ответ на “долженствование”, которое сама наложила на мать. После проработки убеждения “мать должна”, обида прошла сама собой.

Сосед - вор...эээ, но это не точно.

Когнитивные искажения находят место  в современных притчах. Вот одна из них.

У одного человека пропала курица. Подумал он на соседа, что тот украл курицу.
Стал к нему присматриваться, и все ему кажется: и ходит сосед, как вор, глаза
отводит в сторону, как вор, и говорить с ним избегает, как вор. Но вот другой
сосед принес человеку его курицу — та забрела к нему во двор. Пригляделся
снова человек к своему соседу — вроде и не похож тот на вора: и ходит, и
говорит, и глядит, как честный человек.

Это когнитивное искажение называется  “предвзятость подтверждения”. Суть
его в том, что имея гипотезу люди стремятся найти ее доказательства и
проводят тестирование однобоко. Особенно ярко проявляется в эмоционально
значимых вопросах.  Данное искажение является результатом 
автоматических стратегий, а не желанием обмануть.

Критически мыслить люди начинают тогда, когда знают, что им придется объяснять свои мысли другим людям с неизвестной позицией, которые заинтересованы в истине.

Как работать с когнитивными искажениями.

Можно ли контролировать свое мышление, чтобы избегать когнитивных ошибок? Даниэль Канеман считает, что можно.
Нужно научиться распознавать ситуации, в которых с большой вероятностью ошибки могут возникать и делать на них поправку.

Можно использовать такой алгоритм:

1. Описать волнующую ситуацию
2. Описать мысли возникающие в данной ситуации
3. Спросить себя, какие их них могут являться ложными
4. Продумать новые “правильные” мысли
 
Спрашивайте себя о мысли вызывающей неприятные эмоции:

Насколько я верю этой мысли?
Есть ли доказательства подтверждают правильность этой мысли? 
Есть ли какие-либо доказательства, что мысль не верна? 
Каковы последствия моей веры в эту мысль? 
Каким образом я могу по-другому думать об этой ситуации? 
Какая мысль помогла бы мне ощущать меньше неприятных эмоций? 
Какая мысль помогла бы мне чувствовать себя лучше?
От какой мысли в данной ситуации для меня было бы больше пользы? 

Можно обратиться к прошлому опыту и проанализировать похожие ситуации: чем они закончились, как вы в них оказались, как хотели бы в них себя повести. Какие решения были удачными, а какие нет, какие были последствия?

Немного потренировавшись вы научитесь замечать ошибки в рассуждениях автоматически. Главное - это стремление жить легче и понимание, что ваши переживания, всё же, ваша ответственность.

Запишитесь на консультацию прямо сейчас, постройте жизнь своей мечты

т. +7(863)303-20-60

Автор статьи:

Мокрова Наталья Григорьевна

Детский и подростковый психолог


Мокрова Наталья.
Личностный психолог-консультант, тренер.

Метод работы – транзактный анализ с применением методик когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии.

Образование:
2007 ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославль. Специальность: Социальная психология.

Обо мне
Стаж психологической практики с 2007 года.
Провожу тренинги, вебинары, мастер-классы, а также психологические консультации для индивидуальных клиентов, так и для сотрудников компаний.

Основные направления работы:

Родительско-детские отношения (работа с родителем);

Уверенность в себе и самооценка (проблемы в отстаивании границ, самокритика);

Отношения (партнерские, семейные, трудовые, дружеские);

Запишитесь на прием по телефону +7 863 303 20 60

Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону +7 863 303 20 60