+7 863 303 20 60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Как научить ребенка не кричать?

Ваш ребенок постоянно  добивается всего с помощью крика? Постоянно повышает голос?

Почти каждый из нас сталкивался с детскими воплями либо как родитель, либо как свидетель подобного поведения. Все мы знаем, как раздражает ребенок, громко орущий в транспорте или на улице. Будь то младенец, крик которого пробирает до печенок, хотя разумом мы и понимаем, что младенец себя не контролирует; или ребенок постарше, который своими капризами и воплями раздражает и вызывает желание сделать замечание матери.

Но если для стороннего наблюдателя решение этой проблемы простое — вежливо промолчать, поскольку пройдет пять минут, и вы покинете автобус либо свернете на другую улицу, то есть выйдете из ситуации, то для родителя детские вопли — ежедневная проблема, от которой не уйдешь. С ней надо справляться.

Причем чем раньше вы начнете — тем лучше.

Немногие знают, что такое поведение закрепляется в самом нежном возрасте, буквально с нескольких месяцев. Младенцы обычно кричат по многим причинам — им страшно, холодно или жарко, мокро или неудобно, или просто одиноко, и догадаться, что за послужило причиной на этот раз, невозможно. Пока дети не научатся говорить, почти все свои отрицательные эмоции они будут выражать через крик, а иногда — и положительные.

Но со счастливыми визгами и довольным гулением сложностей обычно не возникает. А вот с воплями...

Начнем с того, что в младенческом возрасте ребенок чаще всего кричит, когда ему что-то не нравится, он что-то хочет или не хочет. И именно в этот период от родителей требуется вся их выдержка и терпение — ведь именно тогда закладываются основы для понимания ребенком силы своего крика.

Обычно дети общаются с помощью громкого крика. Мокрый подгузник — покричал — пришла мама, сменила, стало сухо. Проголодался — покричал — пришла мама, накормила. Слишком холодно — покричал — пришел папа, поправил одеяло. Для ребенка это естественная ситуация и он со временем начинает использовать крик как средство управления. А если ему попались потакающие родители, то крик осончательно превращается в инструмент манипуляции.

Часто вы видите, как ребенку, кричащему на улице, мама или папа тут же «затыкают» рот игрушками или сладостями? Наверняка. И все вокруг, кроме родителей, понимают, что этим ситуация только усугубляется.

Когда началось это «манипулирование»? Когда родители упустили момент? Потому что, очевидно, это промах родителей, детей нельзя винить в том, что они действуют исходя из действий родителей.

Обычно начинается все с того, что маленький ребенок, капризничая, начинает кричать. Не потому что ему плохо или мокро — а потому что он, к примеру, не хочет есть яблочное пюре или хочет «прямо сейчас» игрушку. И родители, желая избежать криков, тут же ему дают игрушку. Или убирают нелюбимое пюре, заменяя полезное — тем, что нравится.

Ирония в том, что, избегая криков в раннем возрасте, родители провоцируют их в будущем, буквально вручая ребенку схему: «Если кричать, все будет по-твоему».

Запишитесь к опытному детскому психологу и узнайте как справиться с вашей проблемой 

Тел: 8 (863) 320-28-51

8 (903) 461-20-60 WhatsApp

Записаться на консультацию

На самом деле в этот критический момент (обычно от года и старше) родителям нужно взять себя в руки и тщательно обдумывать каждый свой шаг. Даже если ребенку не нравится теплая шапка и он кричит, шапку нужно надеть. Крики можно и потерпеть. Если ребенок кричит, лежа в кроватке, просто капризничая, нужно вытерпеть и показать ребенку, что родители реагируют не на любые крики.

Но вместе с тем, нельзя допускать, чтобы ребенок страдал от отсутствия внимания, так что этот момент довольно тонкий. Решить, как именно поступить в каждой конкретной ситуации должен сам родитель. Обычно мама или папа понимают (чувствуют), ребенок действительно нуждается во внимании или просто тренирует крик.

Главное — постоянно перепроверять себя и ребенка и принимать взвешенные решения, не позволяя ребенку собой манипулировать. Действовать мягко и терпеливо, но уверенно. «Продавливать» полезные решения, уговаривая ребенка, пусть он пока и не понимает всех слов. На примере с шапкой — можно взять ребенка на руки, успокаивающе с ним поговорить, надеть шапку. Если он орет и срывает её, так же мягко надеть шапку снова, и снова, и снова. СО временем ребенок поймет, что шапка — необходимость, и вместе с тем, слушая голос родителей, поймет, что все хорошо и дискомфорт только кажущийся.

Как же быть с детьми постарше? Допустим, вы упустили момент во младенчестве, «сдали позиции» - разные ситуации бывают, когда-то родители не слишком опытные, когда-то вмешиваются сердобольные бабушки, сводя на нет все усилия, когда-то просто так совпадает, что сил нет постоянно «бороться» с младенцем.

Почему кричат маленькие дети, мы более-менее разобрались. А вот большие?

 

Часто — потому что привыкли всего добиваться криком. Еще бывает, что они хотят обратить на себя внимание. Кстати, нельзя исключать и такие особенности, как темперамент детей и то, какой уровень громкости принят у вас в семье. Понятно, что в шумной и многословной семье будет считаться нормальным разговор, который людям из тихих семей покажется криком. И ясно, что некоторые дети просто более эмоциональные, шумные и темпераментные, чем другие.

Но часто постоянные вопли и крики — это признак нестабильности, дисгармонии и нарушений поведения. И с ними надо бороться и исправлять. Особенно если вы сами когда-то позволили ребенку заполучить средство манипулирования.

Так что же делать? «Отвоевывать свои позиции» обратно. Пусть даже с опозданием, но тут «никогда не поздно». Правда, придется потерпеть крики и капризы чуть дольше, и проявить чудеса терпения и дипломатии.

Что при этом важно помнить родителям:

1. Ребенок не виноват. Он всего лишь действует по схеме, которую вы сами ему вручили. Даже если он уже подрос и пользуется криком вполне осознанно, задача исправить это лежит на родителях, причем сделать это надо максимально мягко и аккуратно, ни в коем случае не жестко, чтобы не нанести вред психике ребенка.

2. Не в каждой ситуации, когда ребенок повышает голос, нужно запрещать всё и становиться «стеной». Иначе можно получить обратную ситуацию — ребенок будет думать, что ему вообще запрещено хотеть, или что-то спрашивать, вести себя громко и привлекать внимание. Желательно в тех ситуациях, когда ребенок хочет чего-то, что ему можно — разрешить, но при этом говорить спокойно, тихо, и дать понять, что это ваше решение. К примеру: «Да, я слышу, ты хочешь мороженое. Не нужно так кричать, я тебя прекрасно понимаю. Раз ты уже обедал, да и погода жаркая, я думаю, мороженое тебе вполне можно».

При этом у ребенка должно формироваться понимание того, что взрослые принимают решения на основе обдумывания, а не громкости требований. Ребенок и сам начнет учиться понимать свои желания, сопоставлять возможности и ситуации и строить свое общение на этом, а не на воплях.

3. Нельзя кричать. Да, это сложно, но в данном случае терпение, твердость и мягкость — краеугольный камень. Пытаться «перекричать» ребенка не только бессмысленная затея, но и вредная — он лишь сделает вывод, что крик по-прежнему действует, просто выигрывает тот, кто кричит громче.

4. Не пытаться «заткнуть» ребенка подарками, покупками, сладостями. Это только ухудшит ситуацию — ребенок будет кричать еще больше, зная (осознанно или нет) что таким способом он получит что хочет и еще немного «сверху». Если ребенку можно получить то, что он хочет — действуйте как выше, в п.2. Если нельзя — так же мягко и уверенно объясняйте, почему нет. Часто родители не понимают, что дети, особенно маленькие, еще плохо разбираются в причинах и следствиях. Это для нас, взрослых, все выглядит очевидно, а для них — нет. Так что объясняйте свои решения, даже если они кажутся вам простыми и понятными. Но важно следовать правилу — объяснить один раз, и все. Так, чтобы ребенок понял, но всего раз, а в дальнейшем он должен сам уже выстраивать цепочку рассуждений, а не мучить родителей бесконечными «почему нельзя» (это тоже форма манипуляции с его стороны).

5. Не стоит «затыкать» ребенка словами «Посмотри, вокруг люди смотрят», «Фу как ты плохо себя ведешь, что люди подумают», «Вот как на тебя тетя посмотрела, она наверное думает ты плохой мальчик» и т. п. Этот подход никоим образом не исправит склонность ребенка к крикам, и вместе с тем добавит ему нервозности и наверняка послужит причиной многих психологических проблем в будущем. Обычно к «как ты себя ведешь люди смотрят» прибегают родители неумелые, от недостатка опыта, либо же ленивые, которым проще или наорать на ребенка, или пристыдить.

6. Ребенку необходимо дать вместо криков другой инструмент — объяснение. Дети в таком маленьком возрасте еще не понимают, как получить желаемое. Игнорируя вопящего ребенка полностью, вы, конечно, не подчиняетесь его манипуляции, но и не даете ничего взамен. А дать надо — объяснить ребенку, как можно дать понять, чего хочешь, без крика и давления. Поощряйте ребенка, когда он пытается словами объяснить, чего хочет и почему. И сами отвечайте ему разумно, раскладывая по полочкам свое решение. А когда он пытается добиться своего криком, спокойно говорите: «Я не понимаю воплей, объясни словами, и тогда я пойму».

Нужно отметить, что ребенок начинает контролировать свои эмоции только к 6-7 годам, да и то, не в полной мере, и это надо учитывать. Вполне естественно, если дети кричат, играя на площадке. Или громко поют песни во время прогулки. Иногда даже полезно дать детям "прокричаться", особенно если после длительного сидения дома, болезни или скучных мероприятий.

Можно даже покричать вместе с детьми (естественно, в подходящей обстановке). Эти крики должны быть радостными, их задача — разгрузить эмоционально психику ваших детей. Кстати, веселые песни прекрасно походят для такой разгрузки, как и беготня на природе.

Если вы чувствуете, что вам не хватает «инструментов», чтобы справиться со склонностью ребенка к манипуляции криком, вам стоит проконсультироваться у специалиста и с его профессиональной помощью проработать этот вопрос. Так же можно посетить тренинг по воспитанию детей

Не оставляйте склонность к манипуляциям у детей без внимания, помогите себе и детям! 

 

Тел: 8 (863) 320-28-51

8 (903) 461-20-60 WhatsApp

Записаться на консультацию

 

С уважением, практический психолог Ященко С.А. 

Пока вы звоните к нам в центр, чтобы записаться на консультацию к опытному специалисту, предлагаем посмотреть несколько видео советов от наших психологов:

 

 

Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону +7 863 303 20 60