Всё большую актуальность в современном обществе приобретает вопрос о необходимости адаптации детей к школе. И если раньше адаптация происходила в большинстве опираясь на естественные механизмы, то за последние 20 лет ситуация сильно изменилась. Увеличилась необходимость адаптации детей специальными мерами, к которым прибегают школьные психологи, педагоги-психологи, детские и подростковые психологи.
Почему? Что этому способствует? И есть ли в этом необходимость?
Да, действительно, вопрос хороший!
А давайте вместе порассуждаем на эту тему. И попробуем найти истину. Хотя вряд ли мы её найдём. Истина понятие философское. Её ищут философы, историки, социологи, психологи всех времён.но пока безуспешно.Но всё же максимально попробуем приблизиться к ответу на вопрос необходимости адаптации детей к школе соответствующей тенденциям нашего времени.
Ключевое значение скрыто именно в «тенденциях нашего времени». Как говорится в известной пословице: «Дорога ложка к обеду». Давайте определим, что есть ложка, пища и насколько вовремя мы её подаём.
Итак, для начала подробнее разберём, само понятие адаптации. Л.С. Выготский предлагал рассматривать её, как процесс приспособления к изменяющимся внешним и внутренним условиям и отмечал, что социальная адаптация предполагает не только воздействие среды на субъекта, но и субъекта на среду.
Ребенок, приходящий в школу, имеет некоторый дисбаланс в развитии (обусловленный, например, компьютеризацией общества), развитие ребенка происходит без учета его непосредственных интересов, с которыми начинающий ученик пришел в школу.
Учебная деятельность отличается известной формализацией отношений, а это не свойственно первокласснику. Формализация учебной деятельности входит в противоречие с личностью, имеющей собственную систему оценок, вкусов, желаний, стремлений, умений и навыков. Проблема адаптации младших школьников – это не только научная, но в первую очередь практическая, очень жизненная и острая проблема. Полноценное развитие обучающегося одновременно включает в себя реализацию возможностей, появляющихся у субъекта на определённом возрастном этапе развития, тех возможностей, которые предлагает ему образовательная среда. Младшие школьники уже осознают себя, они овладели базовыми навыками существования в обществе, осознали себя как субъектов своих желаний и возможностей. На этом этапе происходит самооценка, преобразование характерных для ребенка форм поведения в наполнение его самосознания. Осознание ребенком того, что он сам творит свою жизнь, свою судьбу, и от его собственного поведения зависит его будущее, осознание собственной ответственности перед самим собой за свои поступки. В этот момент он осознает свою ответственность и перед окружающими за свое поведение.Проявляется ответственные отношения с окружающими. В это время происходит кризис, в течении которого идеальный и реальный ребенок начинают различаться. Ребенок осознает себя в контексте соответствия определенным ценностям, и требует от себя этого соответствия. Особенно важным считается уровень мотивации и стремления к обучению, уровень операционных навыков, а также степень развития мелкой моторики.
Необходимо отметить, что период адаптации в первом классе может составлять от 2-3 недель до полугода, в особых случаях и более. Данные сроки адаптации связаны со следующими факторами:
1. Индивидуальные особенности школьника.
2. Тип учебного заведения.
3. Характер взаимоотношений с окружающими людьми.
4. Уровень подготовки ребенка к школе.
Успешность адаптации в большей степени определяется индивидуальными особенностями человека, а так же событиями повлиявшими и сформировавшими восприятие учебного процесса и школы в целом.
К чему я вела упомянув ранее в статье поговорку про ложку, которую нужно подать вовремя. К тому, что важно учитывать ценность. Ценно то, что закрывает потребность в момент её появления. Всё, что предложено заранее, чтобы предвосхитить результат, как показывает практика, зачастую имеет обратный эффект.
Включая в систему воспитания раннее развитие, наваливая на детей неподъемный груз для незрелого мозга, нестабильной психики, тем самым мы лишаем их жажды знаний к тому возрасту, когда природа ребёнка должна кричать «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»!
К 7 годам, когда только активизируется образовательная деятельность будущие первоклашки уже пересытились кружками, репетиторами, новомодными центрами развития, что теряют природное желание и мотивацию познавать мир.
Современные исследования показали, по сравнению с 80-90 годами у детей упала мотивация идти в школу. Происходит это на фоне той ложки, поданной с целью предвосхитить результат.
Предлагаю задуматься на эту тему и сделать выводы. Ведь детство бывает единожды и больше, как пела Группа «Самоцветы» в песне «не повторяется такое никогда»!
Переживаете готов ли ребенок к садику?
получите консультацию специалиста прямо сейчас - 8(863)303-20-60