+7 863 303 20 60

Пн-Вc: 09:00-21:00

Ребенка дразнят, что делать?

В классе есть мальчик, которого все дразнят: то придумывают как обсмеять фамилию, то отвесят пендаль. Мальчишки, что физически сильнее то и дело задевают его в коридоре. Естественно, все смеются над его промахами в учебе. Выход к доске – особое представление, сопровождаемое издевками и насмешками. А парень скромный такой, тихий, застенчивый…

Или вот такая ситуация: раздается звонок на перемену – класс спешит в столовую. Все бегут, никто никого вокруг не видит, прямо по курсу дверь в столовую. Двое добежали одновременно, кто кого должен пропустить договориться не успели. Стычка – драка – оскорбления – косые взгляды друг на друга на протяжении нескольких дней. Параллельно идут подговоры одноклассников не общаться с противником. Все это продолжается пока не выяснят кто круче.

Очевидно, что ситуации разные. Но как понять, когда конфликт, а когда уже травля?

Буллинг – запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Для такой ситуации применяются и другие термины – притеснение, дискриминация, моббинг (групповая форма), и, более привычное для России слово, – травля.

Так как же понять, когда конфликт, а когда травля?

Первое: в отличие от конфликта буллинг – это агрессивное поведение, которое направлено на другого и которое выражается в умышленных, продуманных и спланированных действиях.

Второе: буллинг – это процесс, который систематически повторяется на протяжении длительного времени. Конфликт – это одномоментное событие.

Третье: буллинг начинается только в том случае, если в коллективе появляется ребенок, которому присваивают роль жертвы. При этом жертвой может стать кто угодно, вне зависимости от внешних данных, социального статуса семьи, национальности и т. д

Четвертое: в случае конфликта обе стороны могут повлиять на ситуацию. При травле же одна сторона всегда наделена ощущением власти, руководит процессом. Другая сторона на эту ситуацию повлиять никак не может. Советы не обращать внимание, дать сдачу, подумать над своим поведением – не работают.

Если ребенок решается дать сдачи, в большинстве случаев его выставляют виноватым. Именно поэтому жертвы травли предпочитают умалчивать о происходящем, избегать разговоров о делах в школе и держатся в стороне от всех.

Основная сложность родителей в ситуации травли заключается в том, что ребенок как правило не признается в том, что с ним это происходит.

Казалось бы, ребенку плохо, он страдает, но за помощью к родителям не идет. Давайте разберемся почему:

 

  1. Дети считают, что от вмешательства родителей может стать только хуже. Что имеется в виду - дети боятся реакции родителей: «А я тебе говорила, что так вести себя нельзя!»; «Сам виноват!» и тому подобное. Страшно от самых близкий людей услышать, что он сам причина того, что с ним происходит.
  2. Не хотят разочаровывать родителей. Здесь речь идет о семьях, где дети - культ семьи. Родители все силы, все время вкладываю в ребенка, строят ему идеальное будущее и он не имеет права на ошибку. Это очень тяжелое бремя для ребенка, очень много людей уже во взрослом возрасте обращаются за помощью к психологам именно по этой причине.
  3. Ребенок может не рассказывать из заботы о родителях. Это ситуации, когда родитель допустим болен, или у семьи сложное материальное положение или еще какие-то сложности и ребенок не хочет добавлять проблем.
  4. Дети не хотят быть стукачами. Здесь очень важно объяснять детям, что стукачество - это когда ты рассказываешь что-то с целью сделать плохо другому, как-то его подставить, а когда ты рассказываешь взрослому, для того, чтоб тебя защитили – это не стукачество.
  5. Есть семьи в которых в принципе не принято говорить о переживаниях и сложностях. Поэтому шанс, что ребенок с вами поделится тем, что его травят, обратится за помощью крайне мал. Поэтому так важно чтоб между членами семьи был контакт.

В ситуациях, когда контакт с ребенком нарушен или он избегает разговоров о школе,  на что обратить внимание родителям: первое, что должно насторожить – отсутствие у ребенка друзей в школе, его не пригашают на дни рождения, к нему не приходят и не зовут в гости одноклассники, он отказывается посещать внешкольные мероприятия с классом.

Если при этом вы замечаете, что у ребенка снизилась успеваемость, он стал нервным, раздражительным, возможно, стал чаще плакать, избегает разговоров о делах в школе – это поводы обратиться за помощью к психологу.

Когда родитель узнает о происходящем, ему тоже, мягко говоря, не сладко. Это и отчаяние (я плохой родитель), беспомощность (размышления менять школу или нет, поможет это или нет), разочарование (почему мой ребенок мне не говорил), тревога, злость (почему он не может справится) и т д.

Что делать родителю? Во-первых, успокоиться самому, потому что потом вам нужно будет успокаивать ребенка и разбираться во всей этой ситуации. Главное дать понять ребенку что вы в любом случае на его стороне, что вы готовы его выслушать, что это правда для вас важно. Ну, а дальше слушать: понять, как видит ситуацию сам ребенок, винит он кого-то или себя, какие на его взгляд причины произошедшего. И это как раз начало той истории, в которой родитель может выступить в роли тренера и научить ребенка справляться со сложными ситуациями, если сам умеет, если нет - обратиться к психологу.

Помощь родителя на этом не заканчивается. В случае буллинга необходимо создавать объёмную доказательную базу: фиксируются все ссадины, синяки, сохраняются все фотожабы, если они имеют место, все переписки и прочее. Можно сделать психологическую диагностику, чтоб понять эмоциональное состояние ребенка и иметь на руках подтверждение. А дальше идем к классному руководителю – школьной администрации – если не помогает, инспектору по делам несовершеннолетних и в суд.

 

Запишитесь на консультацию прямо сейчас, создайте счастливое будущее для своего ребенка

т.+7(863)303-20-60

Автор статьи:

Шевнина Алина Рузалиновна

Детский психолог, диагностика проблем с поведением и учебой ребенка. Психологическая коррекция состояний.


С чем работает Шевнина Алина?

  • Детско-родительские отношения
  • Детская агрессия
  • Детские кризисы
  • Вопросы непослушания
  • Детская ревность
  • Развитие эмоционального интеллекта ребенка
  • Самооценка 
  • Работа с детьми при разводе родителей

    Образование:

Южный Федеральный Университет

Дополнительное образование:

  • Детская и подростковая интегративная психотерапия
  • Психотерапия детской травмы
  • Первый контакт с ребенком
  • Работа со страхом и агрессией
  • Психокоррекционная работа с агрессивными детьми и подростками
  • Семейная интегративная психотерапия. Структура семьи.
  • Работа с родом. Метод генограммы
  • Расстановки на куклах и картах

Запишитесь на прием по телефону +7 863 303 20 60

Скидка 50% на онлайн консультацию психолога европейского уровня с опытом более 20 лет Светланы Ященко. Записывайтесь по телефону +7 863 303 20 60