Что такое психотерапевтическая группа и в чём её польза?
Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы.
Психотерапевтическая группа - это объединение индивидов, обратившихся за психологической помощью и получающих её в групповом формате. Психотерапевтические методы в группе могут применяться как для психокоррекции, так и реализации более широких целей, таких как улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений, решения проблем, модификации поведения и т.п.
В психотерапевтической группе создаётся модель ваших социальных контактов. Вы приносите в группу свои привычки, свои предпочтения, свои оценки, на основании которых вы предполагаете занять в ней определённое место. Но группа создаётся из незнакомых вам людей разного возраста, разных профессий. Они не связаны с вами родственными или дружественными узами, не знают ваших достоинств и не готовы мириться с вашими стереотипами. В группе всё начинается с чистого листа. Вам придётся заново доказывать свои приоритеты и претензии, придётся мириться с тем, что не все они будут приняты группой. Это вовсе не означает, что в психотерапевтической группе всё выстраивается через конфликт. Главное в другом: вы получаете возможность понять, почему вы ведёте себя так, а не иначе; откуда взялись ваши привычки и нужны ли они вам. Вы поймете, где вы сами себе вредите, мешаете себе стать успешным, уравновешенным и эффективным.
Как быть открытым и, в то же время, неуязвимым; энергичным и не подавляющим; как общаться с неприятным тебе человеком; почему хочется одного, а получаешь совсем другое?
Есть масса замечательных ответов на такие вопросы, но все они почему-то не подходят. Почему? Потому что они общие, для всех. Мне нужен мой конкретный ответ, чтобы я знал, что делать именно мне.
Получить ответы в группе "Твоя жизнь" т. 303 20 60
Психотерапевтическая группа – это экспериментальное пространство, где вы можете опробовать те модели поведения, которые вы не решились бы применить в обыденной жизни. Здесь вы можете позволить себе ошибаться и начинать всё заново. Вы, в конце концов, можете плюнуть на всё и уйти из группы, если вы сами себе неинтересны.
Работа в психотерапевтической группе подходит для психически здоровых людей, которые находятся в личном / профессиональном / экзистенциальном поиске, ориентированы на самопознание, улучшение межличностных отношений, на поиск и преодоление препятствий к реализации своих желаний и возможностей.
Психотерапевтическая группа является мощным источником терапевтических изменений её участников. Любая психотерапия, прежде всего, является помощью отдельному индивиду. Однако в группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.
Психотерапевтическая группа обычно состоит из 8–12 человек (один (или двое) из которых – ведущий группы), которые встречаются один-два раза в неделю. Каждая сессия длится полтора–два часа. Полный курс состоит из ста сессий. Каждый участник имеет возможность покинуть группу по тем или иным причинам. В этом случае ему предлагается за две-три сессии оповестить группу о своём уходе. Это делается потому, что группа формируется как очень тесное единство, в котором ценен вклад каждого участника. Поэтому уход любого члена группы воспринимается как достаточно тяжёлая потеря.
Задача ведущего – помочь группе осознать себя как единство, как мощный инструмент изменений.
Цели групповой психотерапии – понять себя и изменить поведение, которое формировалось в течение многих лет. Поэтому процесс их изменения требует времени. Участие в группе не приводит к изменениям быстро, например, в результате нескольких встреч. Однако, постепенно группа помогает создать новую систему отношений с людьми, изменяя ее с «проблемной» на более конструктивную.
Все эти цели достигаются посредством:
1. Восприятия собственных чувств. Восприятие собственных чувств важно потому, что таким образом мы получаем реальную возможность ориентироваться, понимать, чего мы хотим и чего не хотим.
2. Прямого выражения чувств. Выражение сильных чувств может дать незаменимые стимулы для личностного развития, но личностное развитие участников зависит не только от этого. Непосредственное выражение позитивных и негативных чувств само по себе не приводит автоматически к изменению поведения или установок. В любом случае для того, чтобы этот механизм стал продуктивным, необходимо добавление когнитивных компонентов – понимания и осознания того, что происходит с человеком.
3. Откровенности. Откровенное представление самих себя – один из существенных механизмов социально-психологического обучения в группе.
4. Обратной связи. Обратная связь – классический механизм социально-психологического обучения в психологической группе. Многие участники оценивают её как очень важный опыт. В процессе обратной связи участник получает от других информацию, то есть другие члены группы высказываются по поводу самого участника и его поведения.
5. Осознания. Участники могут прояснить для себя отношения с другими, понять, как их поведение влияет на других, как они сами реагируют на те или иные ситуации; они могут исследовать свои чувства и модели поведения. Благодаря открытому обмену мнениями с другими участниками они могут лучше понять себя и других.
6. Переживания близости с другими. Переживание единения очень помогает тем участникам, которые действительно хотят измениться. Тот, кто чувствует себя находящимся в сплоченной группе, в которой его принимают, с большей легкостью экспериментирует со своим поведением. Если у участника нет этого ощущения, если он чувствует себя изолированным и не принадлежащим группе, то его шансы научиться чему-то невелики.
7. Возможности оказывать помощь другим людям. Опыт оказания помощи другим людям очень важен для каждого участника. Группа предоставляет такие возможности, и это совершенно необходимо тем, кто не слишком высокого мнения о себе. Люди с недостатком чувства собственного достоинства и негативным восприятием себя, как правило, сомневаются в том, что они действительно значат что-то для других, не говоря уж о том, что они постоянно сомневаются в своих способностях помочь кому-то. Группа является прекрасным средством получить иной опыт и развить позитивное представление о себе.
8. Наблюдения за другими участниками группы. Некоторые члены группы могут научиться чему-то значимому для себя, не проявляя себя активно, а только воспринимая других и сопереживая им. В то время, когда кто-то из участников открыто выражает свои чувства, откровенно рассказывает о своих переживаниях, проблемах и болезненном опыте, другие члены группы тоже получают существенный опыт.
9. Обнаружения сходства с другими. Часто очень важно заметить, что у других дела идут так же, как у тебя, что у них такие же мысли и чувства, схожие трудности. Тогда люди чувствуют себя не так изолированно, не рассматривают себя в качестве аутсайдеров, самоуважение их возрастает.
10. Обретения примеров для подражания. Иногда случается, что участник начинает рассматривать какого-то члена группы или ведущего в качестве модели для собственного поведения. Для некоторых людей это также может стать стимулом к определенным изменениям.
11. Экспериментирования с собой. Некоторые участники осознанно экспериментируют в группе со своим поведением. Как правило, это означает, что и после окончания работы группы они смогут пробовать новые способы поведения и развивать их.
12. Поддерживающей позиции ведущего. Поддерживающая позиция ведущего закладывает фундамент ощущения доверия и безопасности, а следовательно, дает возможность экспериментирования с собой и получения нового опыта. Участники начинают чувствовать, что они меняются. Они могут пробовать себя даже в том, что для них трудно, если остальные, в особенности ведущий, их при этом поддерживают.
Итак, участие в группе дает возможность:
- Глубже познакомиться со стилем своего общения с другими людьми и приобрести более эффективные социальные навыки;
- Научиться понимать себя, осознать свои чувства и получить навык контроля над ними;
- Избавиться от страхов и «комплексов»;
- Найти ответ на вопрос «что я хочу?»;
- Посмотреть на себя и свои проблемы глазами других;
- Обсудить свои затруднения с нейтральным собеседником;
- Структурировать свои мысли и развить мышление;
- Качественно выйти из личных и семейных кризисов;
- Построить более эффективное сотрудничество с партнерами, начальством, коллегами, сотрудниками;
- Обмениваться жизненным опытом, способами «создания» и решения проблем, учиться на опыте других участников;
- Повысить уверенность в себе;
- Получить помощь психотерапевта при ограниченных финансовых возможностях – стоимость групповой психотерапии дешевле индивидуальной.
И в конечном итоге, повысить качество жизни, добиться устойчивого хорошего настроения и научиться жить с наслаждением!
УНИКАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ !
ЗАПИШИТЕСЬ в Терапевтическую Группу "Твоя Жизнь"
т. 303 20 60
Ведущий группы "Твоя Жизнь"
психолог, психотерапевт
Образование:
Южный Федеральный Университет (факультет психологии; специалитет), психолог;
Психокоррекция, глубинная психология и психоанализ (ЮФУ, факультет психологии, Институт управления, психологии и бизнеса), рук. Ф.Р. Филатов, Т.В. Алейникова, г. Ростов-на-Дону;
Техники НЛП в работе с ПТСР, рук. А.В. Хайкин (Профессиональная Психотерапевтическая Лига, г. Ростов-на-Дону);
Техники процессуальной гипнотерапии, рук. А.В. Хайкин (Профессиональная Психотерапевтическая Лига, г. Ростов-на-Дону);
Трансактный анализ и терапия нового решения, рук. В.И. Есаулов (Институт психотерапии и клинической психологии, г. Москва);
Нейро-лингвистическое программирование (НЛП-практик), тренер НЛП Е. Прокопьева (Донской Центр НЛП, г. Ростов-на-Дону);
Психотерапия и психологическая коррекция, рук. Е.Г. Гордеева, В.И. Есаулов, О.Г. Зингман, Е.М. Усачёва, М.Г. Ивашкина (Институт психотерапии и клинической психологии, г. Москва);
Техники арт-терапии: обучающие семинары в Институте психотерапии и клинической психологии, рук. В.И. Есаулов, г. Москва;
Системная семейная психотерапия, рук. Н.Г. Незнанов; преподаватели: В.В. Холявко, М.В. Ремесло (ФГБУ "Санкт-Петербургский научно исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева" Министерства здравоохранения РФ).
Психотерапия и психокоррекция сексуальных расстройств (ФГБУ "Санкт-Петербургский научно исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева" Министерства здравоохранения РФ)